Это интересно
Новости по теме
|
ДолголетиеЗдесь мы зададим вопрос, который для последователей внутренних стилей боевых искусств покажется риторическим: зачем надо заниматься этими стилями? Зачем, скажем, следует посвящать всю свою жизнь тренировкам тайцзицюань? Интересно, что этот вопрос для китайской культуры не требует ответа, ибо проблема приобщения к собственной традиции вообще равна проблеме смысла существования человека на земле. Тем не менее китайцы с большой охотой рассуждают, для чего служат внутренние стили, к ним с радостью присоединяются сейчас и европейцы, добавляя к китайской мистике еще и сумбур собственного сознания. Всю разноголосицу можно свести к трем базовым постулатам. Первый: внутренние стили позволяют достичь долголетия и бессмертия. Понятно, что утверждение непосредственно связано с древними даосскими рассуждениями, причем в эпоху возникновения нэйцзя они распространялись не столько среди тех, кто серьезно занимался тайцзицюань, сколько среди экзальтированных любителей (увы, таковые были и в Китае). Вряд ли кто-то всерьез в XVIII-XIX веках продолжал верить в физическое бессмертие, достигаемое гимнастическими и медитативными упражнениями. С долголетием, обретаемым через занятия внутренними стилями, дело также обстоит непросто. Если отбросить мифологию, то реальные мастера ушу живут до 70-80 лет, редко до 90 лет. Возраст, безусловно, солидный, но не запредельный. Дабы не быть голословными, посмотрим на возраст величайших мастеров ушу. Основатель стиля Ян тайцзицюань Ян Лучань прожил до 73-х лет, его сын Ян Баньхоу - до 53-х (или 55-ти) лет, другой его сын, Ян Цзяньхоу, - до 75-ти (или 78-ми) лет, создатель стиля У тайцзицюань У Юйсян - до 68-ми, создатель другого стиля У тайцзицюань У Цзяннцюань - до 72-х, знаменитый мастер Сунь Лутан умер в возрасте 71-го года, распространитель багуачжан могучий Дун Хайчуань дожил до 69-ти лет, блестящий мастер синъицюань Шан Юньян - до 74-х лет. Этот список можно продолжить, но, как видно, никаких фантастических цифр нам не встретить. Может, под долголетием понималось нечто другое, а публикой все это воспринималось как способность просто дожить до старческих седин? Обратимся ко второму постулату, отвечающему, зачем следует заниматься тайцзицюань. Он связан с первым, хотя звучит более скромно и реалистично: тайцзицюань занимаются для укрепления здоровья. Кстати, именно так формулировал цель занятий основатель стиля Ян тайцзицюань Ян Лучань. Hо неужели все занимающиеся тяжело больны? Кстати, как вспомогательное средство тайцзицюань очень силен, однако в лечении решающее слово остается все же за медицинским арсеналом. Существует и третье утверждение: тайцзицюань - эффективный способ боя. Hа первый взгляд этот тезис может показаться странным: плавные, медленные движения, небольшое количество ударов, умиротворенно-спокойное состояние - все это мало походит на боевую ситуацию. Hо не будем забывать, что современный тайцзицюань, основанный на стиле Ян, создавался именно для массовых занятий и мало похож на своих предшественников. Путь внутреннего усилия Мистическое переживание в себе всей вселенной заставляет человека отбрасывать время, сводить все к точке "вечно длящегося сегодня". Как бы быстро ни двигался соперник, последователь внутреннего стиля все равно опередит его - но опередит не реакцией, не скоростью. Он просто знает обо всем раньше самого нападающего. Он существует и мыслит прежде него, он мыслит из сферы Прежденебесного. В этом и заключен великий парадокс внутренних стилей - боец не опережает противника и не одолевает его своим мастерством. Он просто предваряет всякое действие и всякое усилие. Тайцзицюань учит: "противник не двигается - я тоже не двигаюсь. Лишь только противник совершил малейшее движение - я все равно двинулся раньше него. Усилие кажется расслабленным - но не расслаблено. Стремлюсь раскрыться, но не раскрываюсь. Усилие может прерываться, но волевой импульс не прерывается". Понятие усилия (цзин) отнюдь не связано со внешней силой. Hаоборот, оно скорее противоположно мускульной силе. Hапример, характерными типами такого внутреннего усилия для внутренних стилей были усилие слышания (тинцзин) и усилие понимания (дунцзин). Оба этих усилия представляют собой особое, порой сверхъестественное чувствование противника как самого себя, когда боец смотрит на своего соперника как бы изнутри него самого. Именно за счет этих усилий-чувствований можно преодолеть уровень физической силы, когда исход поединка решается не только до его начала, но вообще еще до встречи двух соперников. Усилие слышания - "это особое чувствование кожей и внутри-телесное ощущение, которое позволяет понять сильные и слабые места противника, его положительные и отрицательные качества, направление его движения". |