Это интересно
Новости по теме
|
Свастика: мифы и реальность«…Дело в том, что звезда, в ней нет… вращения. Все ее лучи исходят из одного центра, но нигде не встречаются друг с другом. Они идут в бесконечность. Грубо говоря, это символ индивидуализма… В свастике нет индивидуализма, там есть принцип коллективизма. То есть вот эти крюки, вот эти ветки, они переходят, дублируют, один в другой. Они показывают вращение. Они показывают, что индивидуализм – это иллюзорная идеология, мы все зависим друг от друга. В обществе не может человек сам по себе существовать. Но принять эту правду очень сложно для человека…» Роман Багдасаров. Передача «Цена Победы» на радио «Эхо Москвы», 15 декабря 2008 г. В 1996 г. было впервые напечатано исследование этнолога, искусствоведа и историка православных традиций Романа Владимировича Багдасарова, посвященное символизму свастики. Это первое в России полномасштабное исследование по данному вопросу. Ученый в своих дальнейших работах неоднократно возвращается к этой теме. Последняя его книга о свастике называется «Мистика огненного креста» (изд. 3-е, доп. и испр.). На сегодняшний день Р. В. Багдасаров считается лучшим российским специалистом в данной области. В его книгах привлечен обширнейший археологический, этнографический, исторический и искусствоведческий материал, охватывающий период, начиная от палеолита (а именно тогда, по данным археологов, находят первые упоминания о свастике) до наших дней. Особое внимание уделено использованию свастики в культуре народов, проживающих на территории России. По словам Багдасарова, «споры о происхождении и смысле свастики не утихают с середины прошлого столетия. На это, в первую очередь, повлияло бурное развитие археологии, когда свастика была обнаружена на всех обитаемых материках, причем разнообразие ее видоизменений не мешало существованию сходных вариаций, далеко отстоящих друг от друга в географическом пространстве и на шкале времени. Средний и Ближний Восток, Центральная, Северная и Южная Европа, Средняя Азия и Дальний Восток, обе Америки, Полинезия, Африка – поистине, свастика является планетарным символом. В отличие от других примитивных знаков, свастику стали считать первым символом, сознательно передававшимся по цепи традиции от человека к человеку, от племени к племени, от народа к народу». Изучение свастики с точки зрения религии приводит к не меньшему многообразию. Исходя из монографии Т. Уилсона, представленной в 1894 г. Национальному Музею Соединенных Штатов, «свастика идентифицировалась как знак Зевса, Ваала, Агни, Индры, Брамы, Вишну, Шивы и Юпитера-Громовержца, Афины, Артемиды и других богов. Большинство исследователей конца XIX века сошлись во мнении, что свастика является древнейшим арийским (индоевропейским) символом, обозначавшим солнце, небо, свет, свечение зигзагообразной молнии, воду; она также была эмблемой Великого Бога, Создателя и Правителя Вселенной; позже она получила значения, связанные с культами Будды и Христа». Багдасаров подробнейшим образом рассказывает о том, как и в каком виде свастика встречалась на каждом шагу в культуре славян: ее наносили на священные объекты (иконы, кресты и распятия, в узоры и росписи Храмов), на повседневные предметы быта и одежду, она типична для памятников архитектуры и искусства. «Санскритское восклицание «свасти» переводится, в частности, как «благо», – пишет ученый. Наверное, именно поэтому есть трактовка знака свастики как символа счастья и благополучия. А так как принято считать, что свастика также символизирует жизненную силу, свет, космическую энергию, циклическое возрождение и считается знаком Создателя, то многие народы изображают свастику всегда и везде, где требуется призвать благословление божественных сил. Ее часто используют в повседневной жизни и быту как некий «оберег». Большинство традиций и древних знаний сходятся в том, что язык символов не является изобретением человека. Божественные силы доносили эти откровения пророкам и отдельным избранным, которые передавали эти знания людям. Они обновлялись и видоизменялись в соответствии с происходящими событиями в духовной сфере жизнедеятельности человечества. К сожалению, многие духовные знания и традиции были утеряны в нашей стране во время революции и в последующие годы советской власти. И вот на эту полную потерю знаний и древних традиций наложились трагические события Второй мировой войны, после чего свастика в сознании людей стала ассоциироваться с фашизмом. На самом деле, Гитлер в свое время присвоил эту свастику. |