Это интересно
Новости по теме
|
Почему пациенты не хотят выполнять предписания врачей?Непрогнозируемые результаты – это когда, по идее, лечение назначено правильно и должно было помочь пациенту, но почему-то не помогло. Почему? А потому, что очень часто пациенты сами не хотят лечиться. Ситуация на приеме. Приходит возмущенный человек и заявляет: «Доктор, ваше лечение мне не помогает». — Вы это лекарство принимали? — Да, я принял всю упаковку. — Постойте, я назначал вам на десять дней, а в упаковке только на пять. Вы в руках держите назначение, где черным по белому написано: «принимать 10 дней по 2 таблетки утром и вечером». В ответ тишина. — А вот это принимали? — Да, только в аптеке мне сказали, что есть аналог в три раза дешевле, и я пил его. Попутно же выясняется, что уколов сделано два, а не десять, потому что больно, а на физпроцедуры ездить далеко и неудобно, соответственно, их тоже не было. На вопрос, что он вообще делал, пациент гордо отвечает, что из назначенного он применял мазь и принимал одно наименование таблеток из трех, а также по совету соседки пил отвар неизвестных трав и найденные у родни гомеопатические пилюли. В неудаче же, разумеется, виновато неправильное назначенное лечение. Думаете, утрируем? Увы, все это из жизни. Еще в далеком 1984 году итальянские психологи Ди Никкола и Ди Маттео провели масштабные изыскания на тему того, как выполняются предписания врачей. Полученная ими статистика вызвала изумление: оказывается, более чем в половине случаев пациенты, даже когда им совсем плохо, не принимают все или часть прописанных лекарств, не приходят на процедуры и не соблюдают другие рекомендации. Сейчас, по оценкам практиков, процент людей, не исполняющих предписаний лечащих врачей, еще выше. Причем способов, которыми можно свести эффект от посещения доктора к нулю, становится только больше. Если раньше можно было получить рецепт и не дойти с ним до аптеки или принимать лекарства как бог на душу положит, вдобавок нарушая режим, то сейчас к услугам несознательных больных и аптечные консультанты, советующие «почти то же самое, но подешевле», и Интернет с его тысячей способов «сделать еще лучше, чем доктор прописал». Что заставляет пациентов так себя вести? С одной стороны, виноваты наши собственные недостатки: лень, медицинская дремучесть, вера в медицинские мифы и безответственность, а с другой – отсутствие контакта с врачом и недоверие к медицине. Проблемы взаимоотношений врача и пациента Чтобы нас не обвиняли в круговой поруке медиков и огульном охаивании больных, давайте сначала поговорим о вине врача в нежелании его пациентов лечиться. Люди склонны бояться последствий лечения больше, чем болезни, не верить в успех или отрицать серьезность заболевания, чтобы не впадать в панику. Чтобы защититься от стресса, человек склонен к «убеганию» от проблемы, особенно, если болезнь серьезна или неизлечима. И здесь именно от врача зависит, хочет и может ли он найти подход к самым разным людям. Более того, взаимосвязь эффективности лечения с доверием тому или иному специалисту давно не вызывает сомнений – замечено, что назначения семейного или вызывающего уважение врача выполняются куда аккуратнее. Недоброжелательное же отношение к больному и пренебрежение этикой со стороны медиков сразу вызывает внутренний протест и нежелание внимательно относиться к рекомендациям. И преодолеть этот протест может разве что природная исполнительность пациента или непоколебимая вера в то, что доктор прекрасно знает свое дело, хотя и хам. Вот только не стоит забывать и о том, что большинство врачей в существующей системе здравоохранения люди подневольные. Они рады бы проводить с каждым пациентом часовые разъяснительные беседы, наводить мосты и искать индивидуальный подход. Но свершиться этой идиллии мешает еще и система, отказывающая рядовому врачу в условиях для нормального выполнения собственных обязанностей. Ведь на практике (если мы говорим о поликлиническом приеме), уложить первичный осмотр, заполнение документации и формирование доверительных отношений в традиционно сложившийся норматив «8 минут на пациента» нереально. Пациент не всегда прав Если говорить о пациентах, то им, в первую очередь, лечиться мешает лень. Лень организовывать время так, чтобы не забыть принять лекарство, ходить на процедуры и сидеть в очереди. Других отвращают от лечения малейшие трудности: неудобное расписание работы врача, отсутствие лекарства в ближайшей аптеке и даже туго открывающийся пузырек (да, бывает и такое). Осознание того факта, что раз уж заболел, то нужно приложить усилия к выздоровлению, доступно не всем. Нередки и случаи, когда родня отказывается лечить стариков, так как это хлопотно, а они «уже отжили свое». Порой сами пациенты высказываются, что лучше жить с болезнью, но без напряга. |