Это интересно
Новости по теме
|
Мечеть Санкт-петербургаСтроительству Соборной Мечети, историческому событию в жизни мусульманской общины Петербурга, которая насчитывала к тому времени более 8 тыс. чел., предшествовало завоевание в 1864-1873 гг. Средней Азии, становление Великого хлопкового пути, в котором кровно была заинтересована текстильная промышленность пореформенной России, но одновременно возник и научный, исследовательский интерес к культуре Востока, его вклада в развитие мировой цивилизации. На кафедре истории Востока С-Петербургского университета под руководством В.В.Григорьева были созданы условия для систематического изучения истории Золотой Орды, Туркестана, Хивинского ханства. В ноябре 1884 г. университет совместно с Археографической комиссией отправил в Среднюю Азию доцента кафедры Н.И. Веселовского, который провел там около года: ученый открыл среднеазиатские памятники античной эпохи , но одновременно стал и первым исследователем самаркандского средневекового зодчества. Работа завершилась в 1905 г. изданием первого выпуска атлас"Мечети Самарканда", с этого времени грандиозные сооружения эпохи Тимура-Тамерлана заняли в истории мировой культуры место, аналогичное памятникам мусульманской архитектуры Испании. Важность этих работ для петербурской культуры "серебряного века", их общественный резонанс трудно переоценить. Может быть, есть отдаленное сходство с тем римским периодом, когда архитекторы в середине XVIII века стали археологами и перед ними открылся скрытый континент античности, который стал основой для развития классицизма в Англии, Франции, Германии, России. Так и архитектура Востока внесла в европейские города, словно сухой и горячий ветер пустыни, повышенную одухотворенность и монументальность, изысканность орнамента, напряженность духовной жизни человека. Бухарское ханство в результате военных и политических действий 1864-1873 гг. потеряло Самарканд, но как Хивинское и Коканд, по отношению к туркестанскому генерал-губернатору сохраняло самостоятельность. Сыновья Эмира Бухарского, как и хана Хивы, и дети Шамиля, воспитывались в Петербурге, где их не хотелось бы называть заложниками; они получили блестящее воспитание и образование, были окружены почетом и уважением, а дружба, возникшая еще между подростками, великим князем, наследником престола Николаем Александровичем, и сыном Эмира Бухарского стала залогом благополучного завершения организационного периода строительства Соборной Мечети Санкт-Петербурга. Комитет по постройке был сформирован собранием прихожан 5 ноября 1905 г. и утвержден министром внутренних дел П.Г.Столыпиным в январе 1906 г. Он состоял из 20 мусульман, видных государственных, общественных, военных деятелей, купцов и домовладельцев. Организатором Комитета был писатель и публицист, доктор богословия, Ахун 2-го Санкт-Петербургского мусульманского прихода А. Баязитов (1874-1911), редактор и издатель первой в России мусульманской газеты "Нур", председателем Комитета был избран полковник Абдул-Азиз Давлетшин. Комитет получил право на сбор средств в сумме до 750.000 руб. в течение десяти лет на всей территории Российской империи. Комитет приобрел участок в 4-м квартале Петербургской части на углу Кронверкского пр. и Конного пер. N 9 - 1, принадлежавший инженеру И.Долоцкому. Однако для размещения Мечети одного участка оказалось недостаточно. Михраб, - священная ниша, перед которой стоят верующие,должна быть обращена в сторону Мекки, т.е. на юг, в данном случае - к заднему фасаду дома на соседнем участке. Кроме того, в Мечеть нельзя войти, не совершив особого ритуала омовения, для которого необходимо обособленное здание. Для разработки программы конкурса на эскизный проект мечети Обществом архитекторов была избрана особая Комиссия в составе академиков архитектуры А.Н.Померанцева, Л.Н.Бенуа, А.И.фон Гогена, архитекторов Ф.И.Лидваля, А.И.Дмитриева и секретаря комиссии С.В.Беляева. Они составили комиссию судей, куда вошли также три представителя Комитета по постройке, причем один из них - из числа действительных членов Общества Архитекторов. В опубликованной журналом "Зодчий" при объявлении об открытия конкурса программе отмечалось: при проектировании использовать восточный стиль, для облицовки мечети использовать естественный камень, завершение мечети - купол, количество минаретов - от одного до двух, в последнем случае допускалась их разновысотность. В соответствии с требованиями ислама, михраб - священная ниша, должна быть обращена на юг, в сторону Мекки; в декоративном убранстве не допускалось изображение живых существ. |