Это интересно
![]() ![]() Новости по теме
![]()
|
В поисках Грааля![]() Легенды о Святом Граале продолжают волновать воображение уже не первого поколения любителей тайн Неясная, загадочная реликвия, несущая в себе неслыханную мощь, - что это такое9 Об этом молчат даже авторы романов о короле Артуре Может быть, сами не знали, а может быть, знали, да не стали рассказывать читателям По поводу того, что такое Святой Грааль, существуют три основные версии По одной из них, Грааль - некий камень, по другой - драгоценная реликвия (золотое изображение Ноева ковчега9), но более всего распространено мнение, что это чаша, из которой причащался Иисус Христос на Тайной вечере и в которую приверженцы собрали несколько капель крови распятого на кресте Спасителя Этот кубок и копье, которым были нанесены раны Христу, сохранил и привез в Британию Иосиф Аримафейский - так утверждают легенды Исследователей всегда интересовало происхождение легенды о Граале Считают, что в ее основе лежит христианский апокриф о прибытии в Британию Иосифа Аримафейского По другой версии, у этой легенды местные корни, уходящие в мифологию древних кельтов Третьи считают, что сказание о Граале связано с тайным оккультным обществом, основанным в незапамятные времена и обладающим сокровенным знанием, которое передается из поколения в поколение. Из этих трех совершенно различных теорий первая выглядит наиболее привлекательно, однако нет ни одного факта, который мог бы подтвердить ее Последнюю гипотезу разделяют в основном те, кто вообще склонен рассматривать все человечество как собрание тайных обществ Языческие же корни легенды о Граале указывают на ее происхождение от очень древнего индоевропейского мифа о магической посуде - символе жизни и возрождения Впоследствии эта легенда наполнилась новым смыслом, приобретя христианскую окраску Самый первый вариант повести о Святом Граале - «Conte du Graal» - опубликовал известный поэт и трубадур Кретьен де Труа около 1180 года Эта повесть осталась незаконченной Кретьен де Труа утверждал, что его рассказ основан на данных, которые он нашел в книге, принадлежавшей графу Филиппу Фландрскому, но это утверждение нельзя ни доказать, ни оспорить В то время вообще считалось, что автор не может ничего сочинить сам, и истинно лишь то, что содержится в старинных источниках История, которая не была основана на старинном предании, не могла быть достойной внимания Никого не смущало то обстоятельство, что истинность этих преданий проверить было невозможно Поэтому Кретьен де Труа, как и многие после него, мог совершенно спокойно ссылаться на любой источник Кроме того, в то время надо было крайне осторожно выбирать темы для романов и поэм - языческие сюжеты могли навлечь на себя гнев церкви Герой повести Кретьена де Труа, рыцарь Персиваль Уэльский, упоминает таинственный «замок Грааля» и его волшебный кубок Образ Пер-сиваля основан на древней валлийской саге о богатыре по имени Придер, и в рассказах о нем часто говорится о магическом кубке, который обладал свойствами, полностью совпадающими со свойствами, приписываемыми Граалю Саги о Придере содержатся в сборнике древних валлийских устных преданий «Mabmogion» Этот сборник переносит нас в фантастический мир кельтских мифов, содержащих в том числе и несколько рассказов о короле Артуре Образы валлийского эпоса происходят от еще более древних кельтских героев Король Лир, например, «родился» от Лера, одного из людей загадочного народа Туату де Даннан («племена богини Дану») Этот народ, как рассказывает миф, прибыв откуда-то с севера, принес с собой на земли кельтов магические предметы - волшебный кубок, чудесное копье и непобедимый меч В поздних легендах о короле Артуре эти предметы трансформировались в Святой Грааль, копье, которым ранили Христа, и меч Эскалибур О том, как Грааль попал в Британию, рассказал Робер де Борн в поэме «Иосиф из Аримафеи», написанной около 1200 года Как и Кретьен де Труа, де Борн ссылается на рассказ из старинной книги, где говорится о том, как Иисус призвал Иосифа и дал ему Грааль - чашу Тайной вечери. Вместе со своей сестрой и ее мужем Броном Иосиф покинул Палестину и обосновался в некоей стране «далеко на Западе», где они проповедовали христианство. Таким образом, Робер де Борн недвусмысленно связывает Грааль с христианской традицией. Однако вопреки огромной популярности сказаний о Святом Граале, церковь никогда не признавала Грааль христианской реликвией. Может быть, поэтому за Граалем закрепилась сомнительная слава сакрального символа организованного еретического движения в границах западного христианского мира. |